КАК ВОСПИТАТЬ СВЯТОГО? РАЗМЫШЛЕНИЯ В ДЕНЬ ПАМЯТИ РОДИТЕЛЕЙ ПРП.СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

КАК ВОСПИТАТЬ СВЯТОГО? РАЗМЫШЛЕНИЯ В ДЕНЬ ПАМЯТИ РОДИТЕЛЕЙ ПРП.СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО 12.01.2015

31 января Церковь празднует день памяти родителей преподобного Сергия Радонежского, преподобных Кирилла и Марии. И в контексте этой даты мы задались вопросом, а могут ли родители как-либо повлиять на стремление ребенка к святости? И вообще, почему так много в Священном Писании говорится о праведности в контексте родовых традиций?

В житии преподобного Сергия повествуется о том, что праведные Кирилл и Мария были строгими блюстителями всех церковных уставов, помогали бедным, тому же учили своих детей. К сожалению, нет подробных описаний благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы знаем, что двое из их детей стали монахами, а средний — святым.

 Мы, конечно же, не посягаем на придумывание какой бы то ни было формулы «обретения святости». Просто в этот день спросили у семейного психолога и нашего постоянного автора Анастасии БОНДАРУК, о чем в первую очередь не должны забывать папы и мамы в своем стремлении быть, по возможности, хорошими родителями.

Итак, с точки зрения психологии, как можно помочь проложить своему чаду дорожку в Небо?

***

Совет первый: не ставьте перед ребенком слишком высокие требования сразу во всех областях его жизни

Читая жития святых, можно заметить, что эти люди не были совершенны во всех добродетелях сразу. Тем более, они не пытались искоренить в себе одновременно все страсти, а лишь постепенно, шаг за шагом укрощали ту или иную страсть, взывая к благодати Божьей. Поэтому важно не ставить перед ребенком слишком высокие требования сразу во всех областях его жизни. Это разовьет тщеславие и самонадеянность, а потом приведет к разочарованию и потере интереса.

Например, вы решили, что с понедельника наконец-то займетесь воспитанием ребенка. Пока вы были заняты на работе очередным «открытием Америки», «просвещением народов» и так далее, надежда на то, что его воспитает школа, няня или бабушка, растаяла как туман. И вот вы смотрите на свое дитя, и что видите? Кровать не убрана, на лице — остатки зубной пасты (хорошо, хоть сам зубы почистил), из портфеля выпадают варежки, бутерброды, но там нет тетрадей, а в дневнике одни «шестерки». (Как сказал мне один остроумный папа: «У моего сына прогресс. Я учился на одни пятерки, а он на одни шестерки»).

И вы, движимые ограничениями во времени и желанием исправить все немедленно, да так, чтобы любо-дорого было глянуть, пытаетесь вместить все замечания в одной фразе. Получается что-то типа: «Убери, вытри и собери. И учись наконец-то хорошо. Понял?» Вы надеетесь, что он понял, ведь так хочется вернуться к «просвещению Америки» и «открытиям народов». Однако результат подводит вас к невеселым выводам: либо вы безнадежны как педагог, либо ваш ребенок уж очень трудный. Ну, в себе-то разочаровываться не хочется…

Поэтому, чтобы таких выводов не возникало, поставьте перед ребенком несколько основных задач — не больше трех одновременно. И времени отведите побольше, чем одно утро. И пока ребенок их не освоит, не требуйте с него большего и не критикуйте.

А если вам хочется идеального ребенка, то это уже ваши завышенные ожидания. Святость — это далеко не идеальность с житейской точки зрения. И уж тем более не соответствие всем земным требованиям и нормам.

Совет второй: не пытайтесь быть для детей «сверхчеловеком»

Одно из основных качеств верующего человека – понимание того, что ни он, ни его ближние не являются сверхсильными и сверхмогущественными людьми. Над всеми нами Бог, и на Него, в первую очередь, надежда, в Него вера, а потом уже и — «сам не плошай».

Однако родители могут развить у детей бессознательные надежды на воображаемые родительские сверхвозможности, если будут слишком опекать их. Поэтому показывайте, что у ваших внутренних и внешних ресурсов есть ограничения, а значит, границы.

Например, мама двоих детей (десять и двенадцать лет) жаловалась, что устала убирать за ними. Больше всего ее раздражало, что, придя со школы, они бросают свою школьную одежду, и к утру она измята. Женщина говорила, что очень устает и просто не в силах приводить вещи в порядок. Я предложила ей сказать об этом детям и не выполнять больше их обязанности. Она так и сделала.

Дети не отреагировали на сообщение матери, однако утром были очень недовольны тем, что одежда не готова. С недовольством и нытьем они отправились в школу. Несколько дней проверяли мамину решительность, по-прежнему бросая одежду как попало. Но в итоге – сдались. И получили урок: у каждого человека есть свой предел. И другой не должен выполнять за них их обязанности.

Если дети этого так и не поймут, то будут демонстрировать недовольство постоянно, им всегда всего будет мало, ведь неосознанно они будут продолжать верить, что родителям уступить для них — нетрудно. Иногда таким «детям» уже за сорок, а смотришь, их престарелые родители изо всех сил все еще пытаются доказать себе и им: «Я смогу исполнить все, что ты захочешь». И сорокалетний «мальчик» просит: «Папа, купи машинку. Вон Коле уже родители купили…»

Совет третий: научите правильно оценивать свои силы и не бояться обращаться за помощью

Помните ли вы описание из книги английского юмориста Дж. К. Джерома, как дядюшка Поджер вешал картину? «Пусть никто, слышите - никто, об этом не беспокоится. Я все сделаю сам!" – торжественно заявляет он. И что дальше? «Тут он снимает пиджак и принимается за работу. Он посылает горничную купить на шесть пенсов гвоздей, а за нею следом — одного из мальчиков, чтобы передать ей, какого размера должны быть гвозди. С этого момента он берется за дело всерьез и не успокаивается, пока не ставит на ноги весь дом.

«Ну-ка, Уилл, разыщи молоток! - кричит он. - Том, тащи линейку. Дайте-ка сюда стремянку, а лучше всего заодно и стул. Эй, Джим! Сбегай к мистеру Гоглзу и скажи ему: папа, мол, вам кланяется и спрашивает, как ваша нога, и просит вас одолжить ему ватерпас. А ты, Мария, никуда не уходи: надо, чтобы кто-нибудь мне посветил. Когда вернется горничная, пусть она снова сбегает и купит моток шнура. А Том - где же Том? - иди-ка сюда, Том, ты подашь мне картину».

Тут он поднимает картину и роняет ее, и она вылетает из рамы, и он пытается спасти стекло, порезав при этом руку, и начинает метаться по комнате в поисках своего носового платка. Носового платка найти он не может, потому что носовой платок — в кармане пиджака, который он снял, а куда девался пиджак, он не помнит, и все домашние должны оставить поиски инструментов и приняться за поиски пиджака, в то время как сам герой пляшет по комнате и путается у всех под ногами.

«Неужели никто во всем доме не знает, где мой пиджак? Честное слово, в жизни не встречал такого сборища ротозеев! Вас тут шестеро - и вы не можете найти пиджак, который я снял всего пять минут назад! Ну и ну!»

Главный герой не стал примером для подражания собственным детям. Приходит на ум вывод, что научить ребенка тому, чего не умеешь сам, трудно, фактически невозможно. Лучше обратиться за помощью к тому, кто это умеет.

Кстати, история дядюшки Поджера закончилась так«Ну вот и все! - говорит он, грузно спрыгивая со стула прямо на мозоль поденщицы и с гордостью взирая на произведенный им разгром. - Ну вот! А другой на моем месте еще вздумал бы кого-нибудь нанимать для такого пустяка».

Если вы научите ребенка принципу: «Не умеешь, не знаешь — обратись за помощью к тому, кто умеет и знает», то привьете ему навык выхода из кризисов. А также не разовьете самомнение: «Я один справлюсь со всеми трудностями», и защитите его от вышеописанных ситуаций.

Совет четвертый: будьте собой. Но помните, что за вами — наблюдают

Ребенок развивается через уподобление важному для него образу. То есть, любя своих родителей, дитя может научиться в семье тому, что умеют его папа и мама. Причем, для этого нужно просто жить своей жизнью и всего лишь помогать развиваться интересам ребенка.

Например, в тех семях, где любят активный образ жизни, много времени проводят на природе, в физической активности. Здесь не говорят ребенку: надо быть активным. Сын или дочь становятся такими, уподобляясь родителям, которые любят то, что они делают, и делают это с радостью. Этим же они и создают условия для развития полезных навыков.

Тому, каким надо быть, ребенок учится у родителей не со слов, не из отдельных показательных поступков, а из всей совокупности жизни.

Совет пятый: учите ребенка ценить свое, а не сравнивать себя с другими

Когда мои дети были еще совсем маленькими, однажды я наблюдала за их развлечениями – они ползали по комнате и весело хохотали. В это время к нам пришли гости, и одна женщина сказала младшей дочери: «Смотри, а старшая быстрее, чем ты». На глазах картинка изменилась, и на лицах детей появилось недовольное выражение: они стали напряженно следить друг за другом, вместо того, чтобы радоваться совместной игре. Из подруг они мгновенно превратились в соперниц, которые должны были доказать что-то себе и миру (пришлось приложить усилия, чтобы мир вновь воцарился).

Часто приходится на практике видеть, как там, где для мотивации используется принцип «здорового» соперничества, прекращается творческая деятельность, заканчивается удовольствие от труда и начинается процесс повышенного, недружелюбного внимания к проблемам и достижениям других, возникают интриги и пересуды. Вывод очевиден: чтобы научить ребенка заниматься чужими проблемами, соперничеству и осуждению, нужно постоянно сравнивать его с другими детьми.

Такому ребенку будет очень тяжело ценить свое, радоваться собственным успехам и непрестанно благодарить Бога. Ведь рядом с ним всегда будет маячить образ Вани, Пети, Оли, которые лучше, дальше, красивее. «Ага, Боженька им больше дал» — возропщет в глубине души такое дитя. А свои дары он бегло окинет недовольным взглядом, ведь так отнеслись к нему его родители. **

В контексте поднятой сегодня темы святости хотелось бы подчеркнуть: очень важно говорить с ребенком о духовной стороне этого вопроса, учить, что все, что у человека есть прекрасного, – Божий дар, который он может развить своими трудами.

Богослов Валерий Духанин пишет, что «святые потому и стали святы, что, во-первых, увидели свою неправедность, удаленность от Бога (не надо думать, что каждый угодник Божий был изначально святым). А во-вторых, они глубоко ощутили, что никакое добро невозможно совершить без Бога. К Нему они обратились всей душой. Им пришлось много бороться со злом, и прежде всего в самих себе. В этом – их отличие от обыкновенных героических личностей. Земные герои пытаются изменить мир путем внешней борьбы за справедливость. А святые влияют на мир путем внутреннего его преображения, и начинают это преображение с самих себя».

Мы, конечно же, не можем надеяться, что своими силами воспитаем святого человека. Но как родители можем многое сделать, чтобы ребенок, как пишет Духанин, направил свои силы не на создание внешней красивой оболочки и борьбу с чужими пороками, а на изменение внутреннего человека.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Опубликовано на портале orthodoxy.org.ua


Автор:  Бондарук Анастасия

Возврат к списку