Лекционный курс «О страстях и искушениях»
...Всё старание да употребит человек, чтобы душевная высота не была унижена восстанием сластолюбивых пожеланий
святой Василий Великий
...Всё старание да употребит человек, чтобы душевная высота не была унижена восстанием сластолюбивых пожеланий
святой Василий Великий
Основатель и руководитель Московской школы христианской психологии. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии образования, декан факультета психологии РПУ святого Иоанна Богослова, учредитель и научный руководитель Научно-практического института психологии личности при Московской школе христианской психологии.
Христианский психолог. Руководитель направления прикладной психологии Научно-практического института психологии личности при Московской школе христианской психологии, сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, старший преподаватель факультета психологии РПУ святого Иоанна Богослова.
Православный священник, христианский психолог, специалист в области приходского консультирования и специальной психологии. Духовник факультета психологии РПУ святого Иоанна Богослова, заместитель декана по воспитательной работе факультета психологии РПУ святого Иоанна Богослова
Кандидат медицинских наук. Преподаватель центра дополнительного образования факультета психологии МПИ святого Иоанна Богослова
Клирик Троицкого храма в г. Сходня, преподаватель факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова
Святоотеческое учение о страстях. Грехи и страсти, их отличие друг от друга. Типология страстей, учение свв. Евагрия Понтийского и Иоанна Кассиана Римлянина. Диáкрисиз - различение духов.
«Если кричит гордость, значит, любовь молчит».
Ф. Жерфо
«Уныние — измождение души».
Евагрий Понтийский
«Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать».
Карл Густав Юнг
«Тщеславие есть суетное желание и искание временной похвалы человеческой»
святитель Игнатий Брянчанинов
«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям»
Апостол Павел
«Хочешь, гневаясь, снискать похвалу? Гневайся на порок, а не на человека».
Эразм Роттердамский
«Не будь сластолюбив и предан объядению, чтобы не возобновились в тебе прежние твои согрешения».
Антоний Великий
Еще в IV веке монах и богослов Евагрий Понтийский определил и описал восемь базовых страстей, свойственных человеку, но сегодня о них вспоминают редко. Гораздо чаще люди говорят о смертных грехах, и это неудивительно, ведь простая схема «согрешил - покаялся» понятна каждому. Тем не менее, тот, кто имеет хотя бы небольшой опыт христианской жизни, знает, что исповедовать грех еще не значит избавиться от него.
Как часто мы годами каемся в одном и том же, собираясь исправиться, одуматься, но снова впадаем в тот же грех. Почему так происходит? Что мешает нам «начать новую жизнь»? Евагрий Понтийский причиной этого считал болезненное состояние души, где грех – лишь следствие, симптом, и бороться надо с причиной, т.е. со страстью, а не с отдельными ее проявлениями.
Но всегда ли мы способны понять, какая страсть нас обуревает и обуревает ли?
И здесь встает вопрос – как отделить проблемы духовные от проблем психологических.
«Как священник я часто вижу, что люди часто идут на исповедь не с духовными, а с психологическими проблемами. Скажем, девушка кается в гордыне, а начинаешь выяснять подробности – оказывается, что гордыней она называет свое нежелание подчиняться завышенным и необоснованным требованиям работодателя. Ей почему-то кажется, что это от недостатка смирения, а на самом деле она просто не знает, как, не выходя из себя, сказать «нет» и не позволить сесть себе на шею – типичная проблема людей с заниженной самооценкой. Или человек кается в унынии, а на самом деле у него тяжелая депрессия, вызванная смертью любимой жены. И ему необходима помощь психолога» - священник Петр Коломейцев
Святоотеческое учение говорит нам о том, что страсть – это не преступление, а недуг, болезнь. А где нет преступления, там нет и наказания. Христианские психологи стоят на тех же позициях. Если у человека есть психологические проблемы, то это не значит, что он какой-то неправильный и ему должно быть за это стыдно. Это значит, что человек нуждается в помощи, в психологической работе. В этом смысле и психолог и аскет мыслят одинаково – каждый на своем уровне. Надо только научиться эти уровни различать.
Именно об этом различении психологической и духовной природы страстей человеческих ведущие христианские психологи Московской научной школы христианской психологии под руководством профессора Бориса Сергеевича Братуся совместно с протоиереем Артемием Владимировым, священником Петром Коломейцевым и иноком Киприаном (Бурковым) расскажут вам в рамках обновленного лекционного курса «О страстях и искушениях».
Это не скорая психологическая помощь. Если у вас серьезные, угрожающие вашей жизни проблемы, которые требуют немедленного решения, вам лучше обратиться сюда
Регистрация на сайте означает согласие с пользовательским соглашением и политикой обработки персональных данных
ИП Инина Наталия Владимировна ОГРНИП 318774600229280